понедельник, 26 апреля 2010 г.

Староборискино.

Староборискино. (в настоящее время Оренбургская область, Северный район, село Староборискино, индекс 461675, телефонный код 8 - 35 – 35 – 4, расположено 52°29’ E долготы, 54°14’ N широты)
Староборискино — село в Северном районе Оренбургской области, является административным центром Староборискинского сельсовета. В настоящее время население около 730 человек, преимущественно эрзя – мордовское.
Природные условия: Белебейско - Бугульминская возвышенность, около 300 - 250 м над уровнем моря, небольшие речки, множество родников, смешанный лес.
В селе действует Свято-Троицкая Русская Православная Церковь — приход в честь Святой Троицы с пределами бессребреников Косьмы и Дамиана и преподобного Герасима Иорданского с. Старо-Борискино, Оренбургской Епархии РПЦ. Настоятель Иеромонах Макарий (Стуликов).
Село расположено в 20 км (по дорогам) севернее районного центра, села Северное. От ж/д ст. Дымка 7 км под горку через село Солалей. Через село протекает река Камышла.
В селе есть почта, там же пункт обмена валют. Есть больница и аптека, работающие в дневное время; несколько продовольственных магазинов. Милиция представлена участковым инспектором. Построено новое здание школы.
20 апреля 1930 года в окрестностях села упал каменный метеорит, названный «Старое Борискино». Кто-то из местных жителей прислал несколько осколков в Комитет по метеоритам. На обследование обстоятельств и места падения немедленно выехал Е. Л. Кринов. Ученый узнал, что в селе средь бела дня, на глазах у всего народа выпали два черных камня. Какое-то время после падения от них исходил неприятный запах. Оба камня, как водится, были разбиты на части. Кринов пошел по избам. Ему удалось собрать у крестьян несколько осколков. В результате его трудов в коллекцию Академии наук СССР поступил 1 кг 342 грамма вещества этого замечательного экземпляра. Вот описание характерной картины падения метеорита, сделанное одним из очевидцев: 20 апреля 1930 г. жители селения Старое Борискино (что рядом с селом Камышлинка) около 1 часа дня по местному времени случайно заметили летевший по небу круглый, немного меньше Луны, “огонек”, летевший на высоте градусов двадцати над горизонтом. За огоньком тянулась как бы “огненная веревочка”. Полет болида продолжался секунд пять, и после его исчезновения в том месте, где он исчез, образовалось облачко дыма, постепенно сгущавшееся и видимое в продолжение пяти минут.
С этим селом связано многое в истории нашей семьи. Здесь родился мой отец, и его отец, и отец его отца…
Изначально село называлось Борискино (в некоторых метрических книгах оно фигурирует как село Борисоглебское).
Село основано переселенцем из Пензенской губернии где-то в 1734-1737 году. Основатель Борис Алексеевич Каштанов. Через некоторое время после основания села был убит своими соратниками.
Другое объяснение возникновения названия Борискино – от имени первого переселенца Бориса Ивашкина.
В списках населенных мест Самарской губернии Бугульминского уезда за 1859 год значится:
3-й СТАНЪ. На почтовом тракте из г. Бугульмы въ г. Бугуруслан, по правую сторону этого тракта.
Казенное село Борисоглебское (Борискино) при реке Камышле, 45 верст от уездного города и 16 верст от станов. кварт. По данным переписи 1859 года в селе насчитывалось 274 двора. В небольших избах теснилось в общей сложности 2120 человек (1011 мужчин и 1109 женщин). Они были казенными (или государственными) крестьянами. В селе есть православная церковь.
Казенная деревня Наумовка (Злыдаровка) , при реке Камышле, 50 верст от уездного города и 21 от станов. кварт. 31 двор (152 мужчины и 191 женщина)
В 30е годы 18 века состоялось переселение части жителей, образовалось новое село Борискино, которое было расположено на реке Кандыз. Вначале оба села носили название Борискино, но потом была добавлена первая часть (Старо- и Ново-) для отличия от родного села.
Так Борискино стало Староборискиным.
В селе Борискино Бугульминского уезда была открыта одноклассная мужская церковно-приходская школа. В 1909 году в ней обучалось 93 ученика, в 1913 – 80 учеников (мордва, русские). В селе кроме церковно-приходской школы была еще и земская. Кроме того, была в Борискино и земская больница.
По старой классификации “селами” назывались населенные пункты сельской местности, имеющие храмы. Остальные именовались “деревнями”, “поселками”, “хуторами”.
Подавляющее большинство крестьянского населения в то время – это крещенные верующие люди. В деревне тогда не было атеистов, а если и были, то только единицы, не делавшие, так сказать, погоды. Конечно, вера была у всех разной искренности и глубины, но сам факт очевиден.
Предания о языческих временах сохранялись и в Староборискино, но только на уровне легенд и топонимики – бытовали старые языческие названия местности.
Центром религиозной, да и общественной жизни, села Староборискино был храм. Он располагался в середине села на хорошем месте, был виден со всех концов. Село любило свой храм и ухаживало за ним. Чем богаче было село, тем более богато и опрятно выглядел храм. Церковь посещали все – от мала до велика, но с разной частотой: женщины-хозяйки ходили на службы с опозданием, детей в храм брали, в основном, по большим праздникам.
В архивах Государственного Архива Самарской Области (ГАСО) (Ф. 32, О.20) сохранились клировые ведомости за 1856, 1890 и 1900 года.

Первая Козьмо-Демьянская церковь села Борискино Бугульминского уезда была построена в 1784 году на пожертвование прихожан. Здание было деревянное с такой же колокольнею, зданий к этой церкви, кроме сторожки, не было. Церковь была однопрестольная во имя чудотворцев и Бессребреников Козьмы и Дамиана. Притча состояла (по штату) - один священник, один диакон, один дьячок и один пономарь. Земли при сей церкви пашенной и сенокосной 66 десятин, возделывают ее сами священноцерковные служители. Вспомогательного оклада из Святейшего Синода не полагается, жалования от казны положено по штату 4го класса 258 рублей серебром. Исповедные росписи велись с 1792 года, кроме 1794, 1795, 1799, 1801, 1803, 1806, 1808, 1811, 1812, 1815, 1822, 1826 и 1827 годов (по данным на 1856год). Копии с метрических книг - с 1793 года, кроме 1823, 1824, 1836 и 1838 годов.

Ближайшими к селу церквями были:

1. в селе Подольском Богородская в 12 верстах
2. в селе Маклауш Христорождественская в 12 верстах
3. в селе Добрино Богородская в 12 верстах

Новая церковь была построена в 1882 году иждивением прихожан. Новая церковь каменная с такой же колокольнею, холодная, крепкая, вместимостью по крайней мере на 1700 человек. Старая церковь деревянная, очень ветхая была запечатана.Престолов в новой церкви три:
- в настоящей во имя Св. Живоначальным Троицы освящен 20 мая 1882 года
- в приделах – в первом во имя преподобного Герасима Иорданского, освящен в 1878 году 7 июня, а во втором – во имя св. Бессребреников и Чудотворцев Козьмы и Дамиана, освящен в 1887 году 2 июля.
Кладбища – отведенное, вне села, прежние – огорожены, а настоящее – окопано канавою. Притча при церкви, т.е имеются более 700 душ мужского пола, положено быть двум священникам, дьякону, двум псаломщикам. Но есть только один священник, один дьяком, один псаломщик. При церкви имеется библиотека, в ней находятся книги разных авторов: беседа, катихизические поучения, поучения на воскресные и праздничные дни. Всего 72 названия и 104 тома; особенно замечательных книг нет, кроме слов Иоанна Златоустого о священничестве.

Священник был главной фигурой на селе. Он, кроме непосредственных обязанностей – крестить, исповедовать, причащать, выполнял и функции (вел метрические книги: фиксировал - кто когда родился, кто когда венчался, кто когда умер). Метрические книги были единственным документом, удостоверяющие основные даты жизни, широко использовались и в Советское время. От священника во многом зависело также нравственное состояние селян. Он, в силу своего положения, мог оказывать благотворное влияние на семьи и молодежь, его мнение, безусловно, учитывалось при принятии любые важных решений, касающихся всей общины.
Православные праздники были главными для крестьян. Торжественные богослужения были весьма любимы народом. К праздникам приурочивались все массовые гуляния. Главные из них происходили, конечно, на святках, на Пасху, на Троицу и на престольный праздник сельского храма. Эти праздники как нечто самое светлое в жизни запечатлелись в памяти многих.
Конечно, жизнь в деревне имела не только светлые стороны. Проблема хлеба насущного вставала очень остро в неурожайные годы. Всегда было много грубости, невежества и темноты. Было и пьянство. Множество бытовых предрассудков и диковатых обычаев иногда делали жизнь людей очень тяжелой.

На 1890 год в селе уже существовала земская школа. Учителем был из мордовских крестьян уфимской губернии Мензелинского уезда Прокопий Никитин Юртаев, кончивший курс в Казанской инородческой учительской семинарии. Помощник учителя мещанин города Бугульмы Николай Григорьев Эделеев, кончивший курс в городском училище. Законоучителем – Благочинный протоирей Александр Соловьев. Училище это первоначально открыто палатою государственных имуществ и существовало в ведении оной с 1858 года 1 сентября до 1867 года, с 1867 года по 1871 – состояло в ведении Земства. В 1871 году Земство перевело училище в другое место и из земского училища образована в селе Борискино протоиреем Александром Соловьевым церковно приходская школа, которая существовала до 1 января 1873 года, а в 1873 году 1 января училище принято в Земство. Учеников в школе 60 мальчиков и 6 девочек.

По сведениям клировых ведомостей население села на 1856 год составляло 1962 человека (обоих полов, всех возрастов). Всего в селе было 270 дворов. Из них 4 двора – духовного звания, 8 дворов – отставных солдат, 257 дворов – государственных крестьян.
На 1890 год деревня разрослась до 388 дворов. Число дворов отставных солдат увеличилось до 77, а государственных – до 308.
Село Старое Борискино было волостью Бугульминского уезда.
В настоящий момент оно расположено – крайний северо-запад Оренбургской области на границе с Самарской областью и Татарстаном. Его расположение во многом объясняет «блуждание» села из губернии в губернию. Читать дальше...