воскресенье, 23 августа 2009 г.

Значение фамилии "Кирдин"

Фамилия Кирдин принадлежит к широко распространенному типу древнейших славянских фамилий, образованных от мирских - нецерковных имен. В старину на Руси каждый человек имел два имени; одно, полученное ребенком при крещении, второе - нецерковное, "домашнее".

Имея официальное христианское имя, люди получали также мирские древнерусские имена: Медведь, Кобыла (имя родоначальника царской династии), Ворона, Телега, Лопата, Дуб, Орех, Болото, Кисель, Солома, Мочало (размоченные волокна липы), Рогожа и т.д. Все они не отражали каких-либо качеств их носителя, а были, как правило, обособленными от их первоначального значения. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека.
Мирские имена существовали в России до окончательного их запрещения церковью в конце XVII века. Более того, древнерусские "домашние" имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве официальных именований. Неудивительно, что очень часто отчество сына записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца.
Так и была сформирована фамилия Кирдин – отчество от мордовского мужского личного имени Кирдяш (Кирдемс) – «терпеть», «держать».
В результате тесного общения между финоугорскими (эрзя, марийцы, мокша, коми и др.) и славянскими народами происходил своеобразный «обмен» именами.
Популярность мирских имен была столь высока, что в результате к середине XIX столетия, когда процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что фамилии, образованные от нецерковных имен, составляют значительную их часть. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших дней. Одним из таких памятников народного фольклора и древнейших обычаев, традиций является фамилия Кирдин.
Читать дальше...

Значение фамилии "Еремин"

Представители фамилии Еремин могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия ЕРЕМИН происходит из северо-западных областей древнерусского государства и известна с XVII века. Конечно, с течением времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
Фамилия Еремин принадлежит к характерному в основном для славян типу фамилий, образованных от уменьшительных форм крестильного имени. Подавляющее большинство фамилий образовано от православных, христианских имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью в строго определенный день года. Крестильные имена являлись, таким образом, обычными христианскими именами, но не славянского, а древнееврейского, арабского или древнегреческого происхождения. Но в быту в Древней Руси человека называли не только полным крестильным именем, а также (и чаще) одной из его производных форм, относящихся к типу имен, которые условно называются уменьшительными. В действительности такие имена были просто обиходными, или внутрисемейными.
Фамилия Еремин образована от народной формы крестильного имени Иеремия. Имя Иеремия встречалось в официальной форме лишь в церковных документах. В быту же, как правило, употреблялись народные формы этого имени: Еремей, Веремей, Ярема, Еря, Еремча - от них и происходят соответственно Веремеев, Еремеев, Еременко, Еременков, Еремин, Еремушкин, Еремченко, Еремчук, Веремейчик, Еремичев, Еремкин, Яремчук, Яременюк, Еремко. Фамилии на «-енко», «-чук» - украинские того же происхождения, но и в южных районах России, приграничных с Украиной, в русской среде использовались фамилии в украинской форме. При чем «енко» самый распространенный суффикс в украинских фамилия, а «-ук» преобладает в Западных областях. Популярность народных и уменьшительных форм крестильных имен привела к тому, что в XVI - XVIII вв., когда начался процесс образования российских фамилий, именно они и становились основой фамильного прозвища.
Имя Иеремия, которое в переводе с древнегреческого означает "'возвышенный Богом", вошло в православный именник в честь священномученика Иеремия, именины которого празднуются православной церковью 5 июня; мучеников (именины - 3 сентября, 7 ноября и 28 декабря) и преподобного (именины - 16 сентября).
Тем важнее и интереснее для потомков сохранить память о происхождении их фамилии, являющейся замечательным памятником фольклора, древних обычаев и традиций, присущих славянским и многим другим народам мира.

Библиографические источники: Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М. 1995. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. Системы личных имен у народов мира. М., 1989.
Словарь русских личных имён. Читать дальше...

Значение фамилии "Любимов"

Фамилия Любимов принадлежит к популярному типу российских фамилий, образованных от имени родоначальника.
В старину у большинства христианских народов России каждый человек имел два имени. К имени, полученному при крещении, добавлялось второе, называемое «мирским» или внецерковным: Волк, Рыба, Осока, Лопата и т.д. Все они, как правило, не отражали каких-либо качеств их носителя, а были обычными именами, обособленными от своего первоначального значения.
Наличие второго имени - дань древней традиции двух имённости, требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту другого, “ненастоящего” с целью защиты человека от “нечисти” и “злых сил”, которые не должны были узнать значение его истинного имени.
Особый интерес представляет группа мирских имен, получившая у ученых название «внутрисемейные». Внутрисемейное имя ребенок получал только от родителей, и этим оно отличается от прозвища, которое обычно присваивалось соседями или друзьями. Внутрисемейное имя употреблялось, как правило, чаще крестильного, закрепляясь за человеком на всю жизнь в качестве дополнительного, «мирского» имени. Самые популярные внутрисемейные имена у славян были те, которые подчеркивали насколько любимым был их ребенок. Подобные имена, как Милой, Ждан, Бажен, Нечай, Краса и т.д. были популярны во всех без исключения сословиях и на всей территории расселения славян. К числу таких имен принадлежит древнеславянское имя Любим, т.е. буквально «любимый».
В результате тесного общения между угро – финскими (эрзя, марийцы, мокша, коми и др.) и славянскими народами происходил своеобразный «обмен» именами.
Этому способствовал и обычай побратимства: каждый из побратимов брал себе второе имя – в честь названного брата. Поэтому славянское имя Любим получило распространение и у угро-финов. Так, например, в древнерусских летописях в 19605 году упоминается Ермолай Иванович Любим Аксаков, арзамасец; в 1618 году – Любим Столбицкий, подьячий, дозорщик в Вологде.
Мирские имена существовали у православных народов России еще несколько столетий после принятия ими христианства. Например, у эрзи и мокши даже в середине 19 века после крещения ребенку нередко давали второе имя: для этого проводился традиционный обряд наречения имени – «лемдима» («лемдямс» - «именовать»). Неудивительно, что фамильное прозвание потомков часто записывалось не от канонического крестильного имени родоначальника, а от его более привычного мирского имени. В «Исторических Актах» записаны: в 1654г. – Дорофей Любимов, подьячий Астраханский; в 1695г. – Митка Любимов, приказчик. В списках «Русского служивого дворянства второй половины 18 века» записаны: Любимов Александр, Любимов Андрей, Любимов Василий Михайлович ,Любимов Михаил Данилович, Любимов Николай. Также не следует забывать и о великих людях современности:
Любимов Гавриил Маркович - протоиерей (1820 - 1899), настоятель ораниенбаумской придворной церкви; известен своею обширной филантропической деятельностью, в чем ему много содействовали великие княгини Елена Павловна и Екатерина Михайловна.
Любимов Николай Алексеевич - физик и публицист (1830 - 1897). Написал учебник начальной физики (1876) и опубликовал ряд статей по истории физики.
Любимов Николай Матвеевич - патологоанатом (1852 - 1906). Им опубликовано свыше 50 научных исследований. Любимов-Ланской Евсей Осипович (1883-1943 года), российский режиссер и актер, народный артист России. Любимов Николай Михайлович (1912-93 года), русский переводчик. Перевел классические произведения мировой литературы, в том числе М. Сервантеса, Ф. Рабле, Ш. де Костера, Дж. Боккаччо, М. Пруста, Мольера, Г. Флобера, М. Метерлинка и др.
Любимов Юрий Петрович (год рождения - 1917), российский режиссер и актер, народный артист России. Любимов Николай Федорович (год рождения - 1947), директор «Нижневартовского центра технического освидетельствования оборудования и независимой экспертизы объектов».
Тем важнее и интереснее для потомков сохранить память о происхождении их фамилии, являющейся замечательным памятником фольклора, древних обычаев и традиций, присущих угро-финским, тюркским, славянским и многим другим народам мира.


Библиографические источники:
Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М. 1995.
Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен.
Системы личных имен у народов мира. М., 1989. Читать дальше...